Заказы, заказы, заказы... Их приходит в день до 7 и даже до 10 тысяч! Шлют со всех концов страны. Просьба одна — вышлите наложенным платежом семена овощных культур. Далее идет перечень, иногда весьма солидный. К тому же просят прислать каталоги и прейскуранты.
И письма — на виду, их не складывают, чтобы забыть, их ставят... на очередь для удовлетворения просьбы. По каждому письму предстоит сложный трудоемкий процесс.
Выполнить заказ — значит подобрать пакеты в соответствии с просьбой и, конечно, с имеющимся набором семян, уложить в полиэтиленовый пакет, подсчитать стоимость. После этого пакет взвешивается, на бандероль выписывается бланк наложенного платежа. Вкладывает оператор в пакет и чистый бланк-заказ на будущее.
Только после того, как выпишут общую ведомость и заказы упакуют в общую тару, партию выполненных заказов отправляют на почту. Все операции могут быть выполнены только вручную, единственное средство механизации — кассовый аппарат. В день здесь выполняют до 3 тысяч заказов. Разумеется, в течение года письма поступают неравномерно, больше всего их бывает к весне. В результате срок выполнения заказов растягивается до 5 месяцев. Бывает, огородник уже отчаялся получить хоть какой-нибудь ответ на письмо, и вдруг — пришли семена!
Нареканий на работу магазинов «Семена — почтой» много. Но так ли уж все зависит от организации, торгующей семенами? Может быть, есть в чем-то доля вины и со стороны заказчиков? Судите сами, насколько упрощается работа с письмом-заказом, когда оно не содержит излишних сведений, а излагает лишь суть: перечень требуемых культур и сортов, количество пакетов (указана замена в случае отсутствия этих сортов). Адрес и фамилию свою надо писать четко. До востребования заказы не высылаются. Некоторые огородники шлют в магазин деньги заранее, так сказать, авансом, чего делать не следует: порядок работы не предусматривает такой «инициативы». Нельзя посылать заявки на группу адресов: заказ выполняется только на один адрес.
Иногда заказчик, пользуясь каталогом-прейскурантом «Сортсемовощ», для краткости указывает лишь номер, под которым числится тот или иной сорт. Такая «краткость» только во вред: работники тратят много времени, чтобы установить, какая культура, какой сорт скрываются под этим номером. Поскольку каталогов выходило много, разобраться в зашифровке бывает нелегко. Если овощеводу-любителю неизвестен конкретный сорт, он в письме может изложить свою просьбу более общо. Например, «нужны помидоры ранние» или «огурцы для весенних пленочных теплиц» и т. д.
Одна из просьб работников «Сортсемовощ» — заказы присылать в течение года равномерно. Не пренебрегайте периодом с мая по август: присланное заранее письмо поможет обеспечить вас семенами к будущему огородному сезону. Предвесенний вал писем с требованием срочного исполнения просьб порождает лишнюю переписку и жалобы.
В случае недоразумений по заказу надо указать в письме номер реестра (проставлен на бандероли). Иначе в массе выполненных заказов конкретный заказ найти трудно. Москвичам и жителям Московской области надо иметь в виду, что магазин «Семена — почтой», расположенный в Лесном городке, их не обслуживает. В столице имеется 20 торговых точек, продающих семена, и посевной материал надо приобретать через эту розничную сеть.
Кстати, в крупных городах круглый год открыты магазины «Семена». Общее их число в стране около 500, да на период посевного сезона в поселках и на рынках открывается еще 2500 торговых точек. К этому числу надо добавить еще специальные разъездные торговые точки, снабжающие семенами жителей отдаленных сельских местностей. Ежегодно по стране населению продается 50 тысяч центнеров семян! К сожалению, некоторые огородники не пользуются услугами местной торгующей сети, а шлют свои заказы в центральный магазин «Семена — почтой» в Лесной городок. И получается, центральный магазин буквально завален письмами-заказами, реализуя 800 тысяч заказов в год, в другие же магазины просьб приходит значительно меньше.
Магазин «Семена — почтой» в Лесном городке расположен на территории фабрики «Сортсемовощ». Пополнение семян происходит здесь два раза в неделю. Всего магазин рассылает 800 сортов, относящихся к 70 культурам! Хозяйство, конечно, огромное и сложное. Нерешенных проблем много. Семена многих овощных культур заказать практически невозможно.
Потребители обращают внимание на завышенную расфасовку семян. Так, семена ревеня продавали в расфасовке 10 г. Если же прикинуть, что в 1 г содержится около 100 семян, а ревень — растение многолетнее, то станет очевидным: одного такого пакетика хватит на 300 участков! Это же относится и к семенам помидоров (в пакете находится 2500 семян). Причем, в пакете семена одного сорта, а огородник, даже начинающий, стремится посадить 2—3 сорта. Конечно, овощеводы делятся семенами с соседями, да и впрок их положить можно — всхожесть посевного материала сохраняется несколько лет. И все же 10-граммовые пакеты для некоторых культур велики.
Но торгующие организации не заинтересованы в уменьшении веса пакетов — это приведет к снижению их стоимости, а значит, к дополнительным трудностям выполнения планов магазинами (прибыль планируется в рублях). Несмотря на возникающие камни преткновения, экономика должна быть экономной. Стало быть, уменьшение расфасовки пакетов должно быть учтено планирующей организацией. Это поможет сократить трудовые затраты и сэкономит семена.
Для улучшения реализации семян овощеводы-любители предлагают открыть отделы «Семена — почтой» в постоянно действующих магазинах. На пример, в Ленинграде 10 семенных магазинов. Именно они и должны бы обеспечивать посевным материалом жителей северо-западной зоны страны. То же относится к Киеву (10 магазинов) и Свердловску (3 магазина). Исключить из абонентов центрального магазина города, имеющие постоянно действующие магазины. Все магазины следует снабдить каталогами и описаниями сортов с краткой агротехнической характеристикой, чтобы посетители могли на месте проконсультироваться по тому или иному вопросу. Неплохо бы описание сорта давать и на самих пакетах, а уж дату изготовления ставить обязательно.
Жизнь, практика выдвинули еще одно предложение: членам огородно-садоводческих товариществ удобно получать заказы по коллективной заявке. Получив семена на всех сообща, они сами поделят их между собой. Так было бы проще и для заказчиков, и для магазина.
Всех проблем, связанных с удовлетворением заказчиков семенами, не охватить. Ясно одно: надежное, достаточно полное снабжение огородников семенным материалом через систему «Сортсемовощ» должно совершенствоваться. Как сообщил начальник отдела Всесоюзного объединения «Союзсортсемовощ» П. И. Хомяков, в недалеком будущем центральный магазин «Семена — почтой» будет расширен и переоборудован. Пропускная его способность заметно увеличится, значит, разрыв во времени между датой получения заказа и сроком его исполнения уменьшится. Выпускаются новые каталоги овощных культур и прейскуранты.
Журнал «Приусадебное хозяйство», №1, 1983 год