Вначале несколько слов о требованиях, которым должен отвечать механический помощник земледельца.
Совершенно ясно, что на приусадебных делянках не нужны механизмы большой мощности. Но, как правило, они должны «уметь» выполнять различные операции. Машины самодеятельных конструкторов обычно просты, неприхотливы, легки в управлении, имеют небольшие размеры и вес. Устройство чаще всего состоит из мотора, который через механическую трансмиссию приводит в движение единственную ось. На ней насажены два, а иногда и одно колесо. Такую машину в отличие от трактора — машины двухосной — называют мотоблоком.
В подобных устройствах используются одно-двухцилиндровые двигатели мотоциклетного типа с воздушным охлаждением мощностью от 1,5 до 10 л. с. Число передач ограничено — не более двух-трех. Мотоблок поддерживает за рукоятки идущий сзади него человек, поэтому такой механизм называют еще пешеходным трактором. На концах рукояток располагаются ручки с органами управления, напоминающие мотоциклетные.
При всем том тягового усилия «механической лошадки» хватает, чтобы вести за собой плуг, окучник, культиватор. Орудия эти сменные, крепятся они к одному и тому же соединительному узлу. А если надо перевезти урожай, торф, удобрения или иной груз, таким же образом к мотоблоку присоединяют транспортную тележку с сиденьем для водителя.
Теперь посмотрим, как эти общие конструктивные особенности проявились в конкретных механизмах. Начнем с одноколесных.
И. Анисимов (пос. Волозеро Карельской АССР) пишет: «Лето у нас короткое, а земля — суглинок, каменистая. Работая вручную, потеряешь ценное время, не говоря уже о затратах труда. Поэтому я и решил сделать мотоблок, поставив на раму сверху широкого железного ко леса-барабана двигатель от мотороллера «Вятка». Они соединены цепной передачей. Для обработки земли ставлю конный плуг или конный окучник».
Похожую одноколесную конструкцию создал механик Митякинского лесхоза В. Безбожный (Ростовская обл.). Он применил двигатель от бензопилы «Дружба» и две цепные передачи. Позади плуга он приладил еще маленькое поддерживающее колесо, а в передней части механизма поставил противовес.
Однако большинство самодеятельных конструкторов строит двухколесные мотоблоки. Тщательно продумал свой механизм инженер С. Ильчев (г. Долгопрудный Московской обл.). Почти все детали его механизма от мотороллера « Вятка-150М», поэтому он и называет его «Вятич». Не мудрствуя лукаво, умелец использовал даже резиновые колеса от этого мотороллера, только положил по их окружности цепи, снабженные небольшими поперечными уголками. Этого оказалось достаточно, чтобы «Вятич» хорошо «ходил» по земле.
Однако, взглянув на снимок (он сделан еще зимой), вы увидите, что колеса у мотоблока разные. Дело в том, что одно из них (левое) заменено поддерживающим металлическим колесом меньшего диаметра с грунтозацепами. В таком варианте механизм используется для пахоты. Пройдя одну борозду и развернувшись, «пахарь» направляет в борозду правое основное колесо, а поддерживающее в это время катится по целине. В таком режиме «Вятич» идет по земле, как привязанный. В самом деле, из-за разности окружных скоростей колес он прижимается к левой стенке борозды и никуда не сворачивает. Нагрузки на ручки при этом минимальны, так что машиной управлять нетрудно.
Другая отличительная особенность этого механизма — узкая колея. При окучивании картофеля он идет на основных колесах прямо в междурядье, поскольку колея у него всего 310 мм. Да и по весу «Вятич» выгодно отличается от других механизмов — всего 80 кг. Все его части расположены очень компактно (см. схему).
Наконец, последнее, чем примечательна машина подмосковного изобретателя. Посмотрите на другой снимок. С. Ильичев снял с мотоблока двигатель вместе с кронштейном и установил его на раму, сваренную из уголков. Заменив выходную звездочку и связанную с ней цепь на шкив с клиновидным ремнем, он подсоединил к двигателю дисковую пилу и теперь может приступить к заготовке дров.
Чертежи «Вятича» вы можете найти в журнале «Моделист-конструктор» № 7 за 1981 год.
О том, насколько популярен у сельских умельцев двигатель от мотороллера «Вятка», свидетельствует другая конструкция. Это мотоблок В. Архипова (г. Калуга), для которого он взял заднюю часть мотороллера. Для крепления плуга он применил телескопическую тягу и шарниры. Причем необходимая глубина вспашки поддерживается не подъемом и опусканием плуга, а изменением его угла по отношению к борозде.
Но вот вспашка окончена, понадобилось что-то перевезти. Умелец прикрепляет мотоблок четырьмя болтами к передней части мотороллера, поворачивает плуг лемехом кверху и прицепляет к получившемуся трехколесному вездеходику тележку.
Почти 10 лет занимается созданием средств малой механизации для приусадебного участка слесарь Е. Потапкин (пос. Пироговский Московской обл.). Первая его модель имела мощность 5 л. с., а последняя снабжена движком в 14 л. с. от мотоцикла «Иж-Планета». Потапкин приспособил механизмы для вспашки почвы, окучивания картофеля, приведения в действие водяного насоса. Это сильно облегчило работы на участке. Например, окучивание стало поистине минутным делом: участок в 10 соток можно обработать всего за 20 минут.
Резиновые колеса от автомобиля применил в своей конструкции А. Смыченко (пос. Свесса Сумской обл.). Это не лучший вариант для вспашки, но, видимо, другого выхода не было. Двигатель взят от тульского грузового мотороллера, редуктор цепной, двухступенчатый. Зато в транспортном варианте, с тележкой, машина позволяет везти поклажу весом до 500 кг.
А. Ульянов (г. Кыштым Челябинской обл.) обрабатывает приусадебный участок механизмом собственной конструкции, собранным на базе мотоцикла «Иж-350».
Впрочем, средства малой механизации в сельском хозяйстве не обязательно должны быть универсальными, считают самодеятельные конструкторы. Так, пионеры Краснодарской краевой станции юных техников создали простое и оригинальное устройство для выполнения только одной операции — мототяпку (она показана на снимке). Не мудреная вроде бы вещь, а как облегчает уход за огородом!
В заключение расскажем о четырехколесных мини-тракторах, построенных любителями. В управлении эти машины настолько просты, что с ними справляются даже дети.
А вот еще один маленький трактор — «Жучок», который собрали братья Василий и Анатолий Ворожбит (пос. Преображение Приморского края). Он развивает скорость до 35 км/ч, имеет 4 скорости вперед и 4 назад, радиус поворота у него не более 2,5 м. Двигатель от грузового мотороллера ТГА-200 «Муравей». Правда, почвообрабатывающие орудия пока приходится поднимать вручную, но братья уже работают над гидравликой.
Несмотря на то что представленные здесь механизмы построены в домашних условиях, все они работоспособны. проверены в действии и опробованы на практике. Некоторые из них отлаживались годами и представляют собой далеко не первую, а подчас третью или даже пятую модификацию. Их создатели — люди увлеченные, любящие технику, способные показать ее возможности окружающим и заражающие своим энтузиазмом молодежь.
Журнал «Приусадебное хозяйство», №5, 1981 год