В каждой стороне на этот счет свой обычай. Подмосковная, тульская, орловская деревни весной словно плыли в голубовато-белых душистых волнах сирени, а осенью «горели» золотыми шарами да алой рябиной. На Украине перед белыми хатами в жаркий летний полдень алели мальвы. Литовские крестьяне предпочитали георгины и обязательно — неприметную, но душистую руту.
Растения в большинстве своем выбирали высокие — чтобы не только хозяев радовали, но и через забор выглядывали на улицу.
А забор в старые времена был, что называется, капитальный. Недаром назвали цветник перед домом палисадником. Нынче для российского слуха слово это звучит нашим, родным. Вроде бы один корень с садом, садиком. А ведь произошло оно от французского «раlissade», что означает — частокол, бревенчатая ограда.
Ушли в прошлое мощные стены, скрывавшие от посторонних глаз и дом, и усадьбу. А палисадники остались. Правда, не прежние. Изменился их облик: открылся вид на дом, да и растений прибавилось. И появились новые традиции.
На Кубани, например, с высокого крыльца каскадом ниспадают букетики мелких вьющихся роз. А по стене до самой крыши поднимается ломонос, или клематис, усыпанный крупными лиловыми звездами, да еще вперемежку с огненно-красными трубочками другой лианы — кампсиса. Под окнами высажены кусты всеобщей здешней любимицы — розы Глория Деи, светло-желтой с медными подпалинами.
В Грузии, как и везде на юге, царит воспетая поэтами роза. Здесь розы в основном алые. И еще мощные гортензии голубых, даже синих тонов (чтобы они приобрели этот колер, их поливают квасцами). Очень популярны и композиции из цветов, высаженных среди плитняка или в плетенках-вазах, а поодаль — старый глиняный кувшин для вина, будто случайно забытый в саду. Это дань памяти замечательному художнику-садоводу, «волшебнику из Мцхеты» Михаилу Александровичу Мамулашвили. Всего несколько месяцев не дожил он до своего 100-летия. С ранней юности занимался цветами и создал такой сад из камней, коряг, керамики и живых растений, что и поныне туда нескончаемым потоком идут туристы.
Палисадники в Закарпатье поражают буйством ярких цветов. Идешь по улице, а с сетчатых оград лавиной свешиваются сиреневые, голубые, фиолетовые клематисы. Заглянешь в калитку — купы белоснежных и малиновых флоксов окаймляют дорожку, ведущую к дому. Близ крыльца непременно сидит пышная розовая гортензия. Здесь, видно, знают какой-то особый секрет ухода за ней. А может быть, просто очень любят и лелеют. Во всяком случае, такой гортензии, что за шапками соцветий и листьев не видно, больше нигде не встретишь.
Еще один местный обычай: штамбовые розы, высаженные под окнами. На каждом стволике, на высоте груди целый куст цветет. А на ступенях крыльца, веранде, подоконниках, балконе пылают алые герани в горшках, ящиках.
В республиках Советской Прибалтики общества садоводов ежегодно проводят конкурсы на лучший по красоте участок.
По прибалтийской традиции основу декоративного участка составляет газон. Примечательно, что над созданием травяного ковра, плотного, ровного, изумрудно-бархатистого, трудятся обычно мужчины. Хороший газон — предмет особой гордости хозяев. Вот и стрекочут — в будни до темноты, а в выходной по утрам — ручные электрические мини-косилки, сработанные рижанами с заботой о заядлых «газонолюбителях».
Еще одно, тоже нередко мужское, хобби — альпинарий. Валунов в Прибалтике не занимать. Это наследие ледников по сей день мешает земледельцам. Выкорчеванные из земли камни идут на ограды, подпорные стенки, садовые камины и, конечно, на создание красивых композиций с низкими многолетними цветами.
Ранней весной среди камней распускаются разноцветные глазастые примулы, голубые пролески, розовые баданы, за ними — белые и желтые нарциссы, синие мускари, потом — пышные тюльпаны, розовые и малиновые коврики ползучего флокса, золотого многолетнего алиссума... И так до осени, когда серые валуны окропляются алыми ягодами стелющегося кизильника, а в расщелинах блистают прощальной красой нежно-сиреневые безвременники-колхикумы.
Часто цветы и камни располагают по краям крошечного до метра в диаметре, водоема, на поверхности которого плавают розовые кувшинки.
Такой сад, как всякое произведение искусства, просто требует восхищения зрителей.
...Как-то на экскурсии для сельских озеленителей я стала свидетелем такого диалога. Стоявший сзади меня мужчина, увидав особенно красивый и ухоженный палисадник, с некоторой завистью воскликнул: «Вот умеют люди жить!» И тут же кто-то его поправил: «Умеют работать».
Да, после всех дневных забот на службе, после многочисленных хлопот по дому и хозяйству выкроить час своего досуга для цветов нелегко. Но это окупается сторицей. Ведь ничто не дает людям столько радости и силы, как созерцание красоты, сотворенной своими руками.
Журнал «Приусадебное хозяйство», №1, 1981 год