Через многочисленные устьица (у яблони их, например, от 200 до 700 на каждом квадратном миллиметре) в лист попадает воздух. В воздухе содержится примерно 0,03% углекислоты. Из корней дерева через систему сосудов, а при удобном случае (дождь, роса) и прямо в лист подается вода. Под действием солнечной энергии и при участии ферментов из воды и углекислого газа в листьях образуются первые органические вещества — углеводы.
Вместе с водой, правда в очень небольших количествах, поступают и растворенные в ней элементы минерального питания.
Они делятся на макроэлементы, требующиеся в сравнительно больших количествах, и микроэлементы, потребность растений в которых весьма мала. К макроэлементам относят азот, серу, фосфор, калий, магний, кальций, железо, а к микроэлементам — бор, марганец, медь, цинк, молибден, хлор, натрий, кремний. Кроме того, в растении яблони, например, обнаружены еще 50 элементов, роль которых в синтезе органического вещества пока не выяснена.
Многие миллиарды клеток участвуют в синтезе. Каждая из них, несмотря на свои микроскопические размеры, представляет собой сложнейшую лабораторию. Кипит в ней работа и днем, когда запасается энергия, и ночью, когда идут перестройки и из «заготовок» создаются разные вещества, а они сложны. Вот, к примеру, как по-научному называется хлорофилл — всем известное вещество, придающее зеленый цвет листьям,— «комплексная магниевая соль 1, 3, 5, 8-тетраметил-4-этил-2-винил-9-оксо-10-карбметоксиформин-7-фитиловый эфир пропионовой кислоты».
Одни вещества формируются в листьях, другие — в корнях, а затем из мест синтеза перемещаются туда, где в них ощущается наибольшая потребность. Самые сильные центры притяжения — это генеративные органы: цветки, плоды, семена. К ним прежде всего и направляется ток ассимилятов, даже в ущерб росту побегов.
Цветков образуется много. Их больше, чем может быть плодов. Из каждой цветочной почки появляется щиток с 5—6 цветками. Причем одни цветки распускаются раньше, другие позже. Раньше раскрываются те, которые находятся на периферии кроны, на прямых транспортных путях, на более здоровой плодовой древесине. И даже в пределах одного соцветия они распускаются в разное время. Первыми раскрываются центральные цветки, затем постепенно и все боковые. Естественно, что те цветки, которые раскрылись раньше, находятся в лучших условиях питания. Поэтому они опережают по развитию остальные цветки и притягивают питательные вещества гораздо интенсивнее. Те же, которые получают недостаточное питание, отстают в развитии и, наконец, не выдержав конкуренции, опадают.
Некоторые опадают, успев лишь расцвесть; другие (уже после оплодотворения), едва набрав массу в десятые доли грамма; третьи могут продержаться на дереве более двух недель и затем опасть. Количество осыпавшихся плодов в этот период может составить 60 и более процентов. Оставшиеся на дереве плоды растут все активнее и могут уже оттягивать на себя питательные вещества не только из близлежащих, но и находящихся на значительном удалении листьев.
При обильном плодоношении, несмотря на постоянную работу листьев, ассимилятов может все же не хватить. В связи с этим расходы внутри дерева регулируются. Прежде всего экономия идет за счет самих листьев. У обильно плодоносящих деревьев листья раньше заканчивают рост и раньше включаются в «работу» на плоды. В таком случае можно увидеть, что плодоносящие деревья имеют значительно меньшую площадь листьев, чем неплодоносящие. И если сэкономленных на листьях пластических веществ окажется недостаточно, то ослабляется рост побегов. Это тоже довольно ясно видно на плодоносящих деревьях: годичные приросты у них становятся гораздо слабее.
Если нагрузка урожаем очень велика, то пластических веществ остается так мало, что цветочные почки под урожай следующего года не закладываются, а прирост древесины на стволе и ветках (рост в толщину) очень слаб — так возникает периодичность плодоношения. Оставшееся количество углеводов откладывается в виде запасов. Они необходимы дереву для успешной перезимовки и начала вегетации в следующем году.
Еще в XV веке Леонардо да Винчи сказал: «Чтобы наука не оказалась бесполезной, задумайся, как всякое полученное тобой знание можно использовать на практике». Вот и мы рассказали вам о жизни дерева не просто ради любопытных фактов. Эти знания необходимы для обоснования ухода за садом. Прежде всего — как обеспечить листья солнечной энергией? Для этого надо предусмотреть такую формировку кроны, чтобы почти не было участков, куда приходит менее 50% солнечной энергии. Такому требованию отвечает крона, когда толщина листового полога в одном из направлений не более 2 м, а высота крон и свободное пространство между рядами относится как 1:1. Иначе говоря, если высота дерева 2,5 м, то и свободное расстояние между растениями должно быть 2,5 м.
Помня о том, что при обрезке, направленной на формирование или омоложение кроны, происходит удаление уже созданного органического вещества, не надо ждать зимы. Еще летом выломайте побег, который вам не понадобится. Пусть вещества, которые при этом освободятся, лучше используются на рост других, более нужных частей и органов.
Учитывая большую потребность растений в воде, надо постоянно следить за тем, чтобы она была в почве. Однако это не значит, что воду надо лить в почву в неограниченном количестве. Помните, корни должны дышать. Влаги должно быть в пределах 70—80% от того количества, которым можно насытить почву до отказа (полевая влагоемкость).
Чтобы синтез веществ проходил успешно и непрерывно, растения должны получить необходимое количество самых основных элементов азота, фосфора, калия. С урожаем в 100 кг выносится: 80—100 г азота, 120—150 г калия и 25—40 г фосфора. Примерно в полтора раза больше веществ используется на формирование древесины, листьев, корней и веток, в том числе удаляемых при обрезке. Вот исходя из этого, а также учитывая содержание указанных веществ в почве и поступление их из атмосферы с осадками, надо рассчитывать нормы удобрений. Что касается микроэлементов, то их надо давать, ориентируясь на состояние деревьев.
Немаловажны и знания о «транспортных» путях. Чтобы создать 1 кг сухого вещества, листья должны пропустить через себя 300—400 кг воды. И если транспортные пути окажутся с дефектами, перемещение влаги будет затруднено. Отмечено, что по укороченным приростам перемещение влаги идет значительно слабее, чем по длинным. Значит, надо, чтобы ежегодные приросты были не короче 30—40 см. Своевременной обрезкой окончаний веток с ослабленным ростом, уходом за почвой можно стимулировать хороший ежегодный прирост.
Листья следует беречь от повреждений вредителями и болезнями. При обнаружении недостатка какого-то элемента питания, и в первую очередь азота или микроэлементов, надо дать срочную подкормку через листья. В этом случае питательные вещества в тот же день и час попадут по назначению, поскольку не надо будет им проделывать длительный путь через все растение. Если через корень поступают определенные концентрации элементов минерального питания, то через лист поступает все, что на него попадает. Барьеров нет. Вот поэтому, если «переборщите» с концентрацией, вы увидите ожоги. Давать азот в виде раствора мочевины можно через две недели после цветения в концентрации 0,4—0,5%, а осенью за недели две до листопада концентрацию можно увеличить в 10 раз.
И еще: не допускайте перегрузку деревьев цветками. Лучше, если еще до начала вегетации часть цветочных почек удалить при обрезке, в первую очередь те, которые находятся в глубинных участках кроны, где мало света и мало листьев. Они там все равно после цветения недолго задержатся. Удалите и ослабленные, щуплые плодовые ветви. Если не успели, то удалите часть цветков или завязей. Оставьте такое количество плодов, при котором на каждый из них придется 30—40 листьев.
Вот если каждый раз таким образом помогать растению и в синтезе органического вещества, и в перемещении, и в распределении его, то можно добиться ежегодного регулярного плодоношения, а качество плодов будет отличным.
Журнал «Приусадебное хозяйство», №3, 1983 год